Мастерская Александра Загоскина

Александр Загоскин, петербургский художник

Родился в 1954 году в поселке Вожгалы под Вяткой. В 1973 окончил отделение станковой живописи Кировского художественного училища. В 1981 году окончил ВГИК (мастерская М. А. Богданова).

Член Союза художников России, член Союза кинематографистов России, Заслуженный художник России, академик Российской национальной киноакадемии.

07.07.2010 | Николай Благодатов

Натура приходит и уходит, а живопись остается

http://www.artreflex.ru/artists/Alexander_Zagoskin/articles/

Империя. Холст, масло; 160х151 см; 2009 г.

Картина Александра Загоскина «Автопортрет с луной» напоминает мне старинный китайский свиток с изображением созерцателя. Загоскин, действительно, способен пристально, по-восточному, вглядываться в мотив, как в «крупный план». Выражение из области кино здесь не случайно. Автор этот сделал многое как художник-постановщик. Но для него художник кино и художник— живописец суть разные специальности. На этой выставке Александр Загоскин перебрасывает между ними легкий «концептуальный» мостик, висящий на еле уловимых намеках, которые с лукавой улыбкой предлагает нам прочувствовать персонаж «Автопортрета». Однако концептуалистская игра отодвигается с авансцены вдохновенной игрой цвета, как главного персонажа. Для Загоскина сущность живописи — «взаимодействие цветовых пятен», что должно было увлечь художника в страну абстракции. Но в основе его абстракций лежит реальность, вызвавшая чувства. Притом реальность преобразованная, как тема в джазовых импровизациях, растворяющаяся в ритмических потоках. У художника тема растворяется в потоках цвето-ритмических импровизаций, лишь изредка, как мимолетное виденье, появляясь на поверхности холста. Интересное совпадение: Александр любит блюз и любит голубой цвет, чему даже посвятил одну из персональных выставок. «Абстракционизм» Загоскина кажется развитием американского экспрессивного и европейского лирического абстракционизма. Именно его развитием, потому, что не строг стилистически и имеет фигуративную составляющую – ведь живописец всегда в пути. Есть в работах переклички и с поп-артом: коллаж из прабабушкиных кружев или «Своя, чужая жизнь» — кусок стены из ленинградской коммуналки с содранными обоями под которыми остатки петроградских газет. Следует заметить, что характерная чувственность цвета и живой «конструктивизм» скрадывает предполагаемую ностальгию. Остроумно касается художник одновременно поп и оп арта в работе «Империя», где обыгрывается триколор в головокружительном движении мазков, которое останавливает лишь «николаевский» полосатый шлагбаум.

Александр Загоскин предпочитает крупные форматы, позволяющие погрузится в его цветовые фантазии «с головой», но малые стоят наготове, ожидая настроения автора, и такие произведения отнюдь не случайные наброски, но монументальные композиции, подчас с большей концентрацией энергии. Персональные выставки у Загоскина сравнительно редки. Может быть потому, что ему интересен не просто показ картин, а интрига (ведь он всё-таки и киношник) выставки, объединяющая работы не только колористически. Но концепции, наверное, вызревают медленнее, чем виртуозное «взаимодействие цветовых пятен». Вот одна из них.